Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Официальные символы РФ

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации воспитательной деятельности

по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации в образовательном учреждении

В связи с  введением в действие Федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации»  (от 25.12.2000  №1-ФКЗ),            «О Государственном гербе Российской 'Федерации» (от 25.12.2000 № 2-ФКЗ), «О Государственном гим­не Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 3-ФКЗ) и приказом Минобразования России «Об объявлении Федеральных консти­туционных законов Российской Федерации об официальных государственных символах России» от 01.02.2002 № 271 в образовательном учреждении организуется воспитательная деятельность с обучающимися по ознакомлению с историей  и значением официальных символов Российской Федерации  и их популяризации.

Эта деятельность является важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества.

Воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать  систематическая и целенаправленная работа педагогическогоколлектива образовательного учреждения по разъяснению сущности и значения государственных символов Российской Федерации — Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации.

Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих  Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими  предками, отстоявшими  независимость России.

В качестве эмблем государственной власти используются указанные изображения, рассчитанные на непосредственное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цветовое, пространственное (рельефный макет герба) решение  условных изображений, музыкальное и словесное оформление текстовой символики (гимн).

Флаг – один  из важнейших атрибутов государства, символ государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Герб — отличительный знак, официальная эмблема государ­ства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых с официальных документах.

Государственный герб Российской Федерации представля­ет собой четырехугольный, с закругленными нижними угла­ми, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, а  в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В соответствии с Феде­ральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» (от 25.12.2000 № 2-ФКЗ) допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а так­же в одноцветном варианте.

Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетель­ством использования двуглавого орла в качестве государствен­ной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на мено­вой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения прони­кают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы Царского оби­хода и в архитектуру.

Гимн — официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Государственный гимн Российской Федерации представля­ет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом.

Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте.    При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Гимн России должен исполняться в точном соответствии с  утвержденными музыкальной редакцией  и текстом.

Общая направленность воздействия государственной символики  на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных  этапах становления личности.

Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерациивоспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативныхзанятиях, во внеклассной работе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными  символами России.

В Соответствии с письмом Минобразования России от 10.05.2001 № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением

государственных символов Российской Федерации» устанавливается порядок применения государственных символов России: Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации, Государственного гимна Российской Федерации.

Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных  мероприятий с участием родителей, общественности,  посвященных  государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, праздникитакие как традиционные праздники начала и окончание года, акта вручения аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.

Педагогическая  работа с государственной символикой основана,  прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных восприятий в воспитании  и обучении детей и молодежи.

У старших дошкольников и младших школьников представления о государственных символах России начинают фор­мироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каж­дый элемент государственных символов несет большую смыс­ловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окру­жают нас в повседневной жизни.

Например, с Гербом России, символизирующим принад­лежность к государству — Российская Федерация, они посто­янно встречаются в повседневной жизни. Герб России изобра­жен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рожде­нии, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, пра­вительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках; почтовых марках; открытках знач­ках. Педагогам необходимо подчеркивать, что каждый шаг в гражданском становлении детей и молодежи отмечен встречей с государственными символами нашей Родины.

В начальной школе и дошкольном образовательном учреж­дении организуется коллективное прослушивание Гимна Рос­сийской Федерации. Его предваряет беседа педагога о Гимне как одном из важнейших государственных символов России, истории его создания. С помощью педагога дети определяют характер музыки Гимна как величавой, торжественной. Педа­гог объясняет, что Гимн исполняется на торжественных празд­никах и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Педагог предлагает детям прослушать Гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.

Классный руководитель начальных классов имеет большие возможности органического соединения урочной и внеурочной работы. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга, в игровой деятельности младших школьников.

Закрепить у детей правильное представление о символике помогают беседы на следующие темы: « О чем рассказывает наш Герб», «Цвета нашего Флага», «Как слушают и поют Гимн» и т.п. В младших классах целесообразно проводить конкурсы  рассказов и рисунков по темам, связанным с государственными символами России, историей их появления.

В образовательном учреждении на основной ступени образования проводятся циклы бесед, посвященных истории воз­никновения Флага и Герба Российской Федерации, флагов и гербов  республик в составе Российской Федерации, текста и музыки Гимна Российской Федерации, Разбирается сам текст Гимна, он заучивается наизусть. Дети могут петь его в одного­лосном исполнении.

Пониманию роли   государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие школьников вкраеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих программах, туристско-краеведческом движении учащихся Российской Федерации «Отечество», Всероссийской акции «Я — гражданин России», работе музеев в школах.

Формированию правильного отношения к символам государ­ства позволяет также экскурсионная, туристская и музейная робота, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, достойными людьми, пользующимися уважением окружаю­щих, участниками Великой Отечественной войны, военнослу­жащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах госу­дарства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Педагог в ходе бесед, тематических классных часов, экскур­сий и походов по родному краю, участия в праздниках и торжествахMX раскрывает идейно-нравственное содержание символов государства, роль условных изображений и ритуалов в жизни обществаДети приучаются сочетать уважительное отношение  к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.

Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России может происходить  в процессе учебно-исследовательской деятельности

учащихся и определять тематику детских реферативных и исследовательских работ.

Множество интересных сведений о государственных символиках и  их значении в жизни общества могут получить обучающиеся на кружковых и клубных занятиях по нумизматике и

бонистике  (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание ма­рок),  фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др. это еще в большей степени расширяет возможности исследовательской работы школьников по изучению символов в процессе кружковой и клубной деятельности по интересам.

Внутренняя подготовка к глубоко символическому ритуа­лу - получению паспорта гражданина России — способствует повышению интереса к различным формам государственной символики.

В старшей школе педагог сосредоточивает свое внимание на актуализации во внеурочной работе знаний, умений и навы­ков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно правовым, обще­ственно-политическим , нравственным.

Раскрытию сущности государственных символов способ­ствуют уроки истории, обществознания, литературы, факуль­тативные, кружковые, клубные и др.

Под руководством педагога обучающиеся могут подготовить серию бесед, конкурсов, викторин, тематически связанных с государственными символами России: «Главная песня нашей страны», «Почести государственным Флагу и Гимну» и др., используя при этом наглядный материал, видео- и фонозаписи.

В работе с детьми старшего школьного возраста углубляют­ся политические смыслы, заложенные в государственных сим­волах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики.

Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символа  Российского государства требует расширения и уг­лубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. Целесообразно проведение бесед: «Основной за­кон нашей жизни», «Святая обязанность гражданина — чтить и беречь символы нашего государства», «Правила отношения к символам государства» и т.п.

Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к симво­лам нашего государства, целесообразно в содержание бесед, классных часов включать факты и эпизоды, которые характе­ризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к Фла­гу, Гербу и Гимну нашей страны.

Определенную роль в этой работе могут играть органы учени­ческого самоуправления, детские общественные объединения.

Особая роль в организации работы по изучению государствен­ной символики России принадлежит библиотеке школы.

Библиотекарь должен помочь педагогам, школьникам, ро­дителям в организации и обеспечении воспитательной деятель­ности образовательных учреждений с использованием государственной символики — подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной  сим­волики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе,
показу образцов, примеров  и отношения   к государственной сим­волике из истории современной жизни, художественной, до­кументальной и публицистической литературы.

В школьной библиотеке создается выставка политической и художественной литературы о символах государства. Там же по­мещаются списки рекомендуемой литературы, тематика бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогов, а также пла­каты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы.

Контакты

346777, Ростовская область, Азовский район,с. Ново-Маргаритово, ул. Ленина,14


8(863)429-04-05


novo-margaritovo@mail.ru


shnovom.ru